Развитие ребенка, нормы развития детей.
Развитие детей - здоровье и физическое развитие ребенка.
Важнейшим условием высокого уровня здоровья человека, его большой работоспособности и активности является сохранение и укрепление здоровья и развития
детей. Общепризнано, что здоровье и развитие детей определяется не только наличием или отсутствием заболеваний. Здоровье и развитие детей определяется
также гармоничным, соответствующим возрасту развитием, нормальным уровнем функций.
В результате проведенных исследований предложено в зависимости от состояния здоровья и развития детей разделить на группы.
В основу данной группировки положено состояние здоровья и развития ребенка, оцениваемое по отсутствию или наличию функциональных нарушений,
морфологических отклонений, хронических заболеваний и степени их тяжести.
Уровень заболеваемости, распространенность патологических отклонений не везде одинаковы.
Одним из важных показателей здоровья, развития детей и подростков является физическое развитие детей, под которым понимают совокупность
морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процессы его роста и развития. Для определения физического развития детей
применяют методику антропометрических исследований. Из морфологических признаков определяют длину тела (рост), вес и окружность грудной клетки;
функциональные признаки характеризуют емкость легких, экскурсию грудной клетки, мышечную силу рук; соматоскопические (описательные) признаки
определяются состоянием опорно-двигательного аппарата (форма грудной клетки; позвоночника, ног, стоп, развитие мускулатуры), степенью жироотложения.
При изучении физического развития детей исследуются не только морфологические и функциональные свойства организма, но и уровень биологического развития
ребенка: формирование зубной системы, моторики, речи, ростовые процессы, а у подростков - степень их полового созревания.
Физическое развитие ребенка, являясь одним из показателей здоровья, может изменяться под влиянием различных заболеваний. Особенно заметные изменения
в физическом развитии ребенка (гигантизм, карликовый рост, неравномерное развитие отдельных частей тела) наблюдаются при нарушении деятельности
некоторых желез внутренней секреции. У детей, часто и длительно болеющих, особенно у страдающих хроническими заболеваниями (рахитом, туберкулезом,
дизентерией, гипотрофией), наблюдается замедление роста, снижение прибавок веса, ослабление тонуса мускулатуры, нарушение осанки, плоскостопие. Вместе
с тем течение и исход болезни во многом определяются состоянием организма, его физическим развитием.
Таким образом, состояние здоровья и физическое развитие ребенка находятся в тесной зависимости и при медицинском обследовании детей должны исследоваться параллельно.
Будучи тесно связанным с состоянием здоровья ребенка, физическое развитие ребенка в значительной мере зависит и от социальных условий.
Физическое развитие здорового ребенка в течение жизни закономерно изменяется и должно укладываться в определенные возрастные нормы. Чтобы получить нормы физического развития ребенка, обследуют большие однородные (по возрасту, полу, национальности и т. п.) детские коллективы. Статистическая обработка полученных данных позволяет определить средние показатели физического развития детей одной возрастно-половой группы. Для каждой местности выводятся
свои стандарты, исходя из условий жизни в разных климатических поясах, в городах и сельской местности, этнографических различий.
Примерно каждые 5—10 лет местные стандарты должны уточняться, так как физическое развитие детей изменяется под влиянием непрерывно происходящих изменений в материальном и культурном уровне жизни населения.
Стандарты физического развития детей широко используются как для оценки физического развития детских коллективов, так и для индивидуальной оценки развития ребенка. Сравнительная оценка уровня физического развития различных коллективов детей или одного и того же коллектива в динамике позволяет косвенно судить об условиях жизни детей. Систематическое наблюдение за каждым ребенком, посещающим дошкольное учреждение, дает возможность своевременно выявить малейшие отклонения в состоянии здоровья и физического развития детей и быстро устранить причины, вызвавшие эти отклонения. Чем моложе ребенок, тем чаще должны проводиться эти обследования.
Дети первого года жизни обследуются один раз в месяц, от 1 года до 3 лет — один раз в три месяца, от 3 до 7 лет — не реже одного раза в полгода. В зависимости от медицинских показаний ослабленных, отстающих в физическом развитии детей обследуют чаще. Кроме того, обследование рекомендуется проводить перед выездом детей на дачу и после возвращения с дачи для выяснения, насколько полезным для них было пребывание за городом. Все результаты обследования фиксируются в индивидуальной карте.
Комплексные медицинские программы для детей.